Кабеленесущие системы > Терминология > Другие системы
Шинопроводы
Шинопроводные системы
Говоря о кабеленесущих системах имеет смысл упомянуть о шинопроводах которые по сути могут стать альтернативой кабеленесущим системам с кабелем покольку совмещают в себе и несущую конструкцию и токоведущие проводники.
Существует множество определений шинопровода.
Согласно ПУЭ «шинопровод» - это «жесткий токопровод до 1 кВ заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями».
По отраслевому Стандарту 36-115-85 «шинопровод» определяется как «жесткий токопровод напряжением до 1000 В заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями».
Согласно ГОСТ России 53310-2012 «шинопровод» определяется как «жесткий токопровод напряжением до 1 кВ, предназначенный для передачи и распределения электроэнергии, состоящий из неизолированных или изолированных проводников (шин) и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций».
Шинопроводы бывают магистральными, распределительными, осветительными и троллейными. Магистральные и распределительные шинопроводы служат для передачи электроэнергии большой мощности и, при условии передачи одной и той же мощности, могут заменить кабеленесущую трассу. Конструктивно, магистральные и распределительные шинопроводы представляют из себя проводящие шины прямоугольного сечения заключенные в алюминиевый опрессованный корпус.
Магистральные и распределительные шинопроводы сравнимы с кабельными трассами по следующим параметрам:
Пожаробезопасность шинопроводов лучшая по сравнению с кабельной трассой. Пожаробезопасность обеспечивается конструктивными свойствами шинопроводов: прямоугольное сечение шинопровода минимизирует нагрев от сопротивления силе протекающего тока, металлический кожух быстро отводит тепло, отсутствие полимерных материалов внутри шинопровода делает их негорючими, соответственно отсутствует ядовитый дым в случае пожара.
Электробезопасность шинопроводов. Промышленные шинопроводы имеют форму прямоугольника, поэтому сопротивление силе тока в них минимально, что означает минимальные потери электрической энергии на тепло, а это существенная экономия электроэнергии для промышленных предприятий.
Габариты и масса шинопроводов. У шинопроводов меньшие габариты и масса, по сравнению с кабельными трассами это обусловлено их конструктивными особенностями – нет пустот между шинами, нет пустот между шинами и корпусом. Особенно экономично энергоснабжение шинопроводами верхних этажей высотных зданий по сравнению с кабельными трассами.
Трудоемкость и удобство монтажа шинопроводов. Конструктивно шинопровод удобно монтируется в любой конфигурации, легко модифицируется, легко исполняются разветвления и ответвления. Монтаж осуществляется в два раза быстрее, чем монтаж кабеленесущей системы. Смонтированный шинопровод выглядит эстетичнее, чем кабеленесущая трасса.
Цена и стоимость шинопроводов. Естественно, цена шинопровода ниже, чем у кабельной трассы, в силу меньших материальных и трудовых затрат на производство шинопроводов, проектирование и монтаж трассы. Проектирование трассы из шинопроводов осуществляется просто в силу того, что вся система очевидна и «прозрачна».
- климатика/(температурый диапазон). Температурный диапазон, и соответственно климатические условия эксплуатации шинопроводов шире, чем у кабельных систем.
Основные производители шинопровода представленные на российском рынке:
- РТК-ЭЛЕКТРО-М (Россия);
- Graziadio (Италия);
- LS Сable (Южная Корея);
- ООО «НПЦ Металлург» (Россия);
- KLM Group (Россия);
- EAE Elektrik (Турция);
- BBI Electric (Италия);
- DKC HERCULES (Россия);
- Giovenzana (Италия);
- DEYLE (Германия);
- Conductix-Wampfler (Германия);
- Schneider Electric (Франция);
- Power Plug Bus Duct (Великобритания);
- MGC Moser Glaser AG (Швейцария);
- Eta-com (Бельгия);
- Cariboni (Италия);
- GE Consumer & Industrial (Северная Америка);
- Eaton (Electrical Sector) (Нидерланды);
- ERICO (США);
- Gersan (Турция);
- SIEMENS (Германия);
- Zucchini (Италия);
- СОЭМИ (Россия);
- HOLDUCT (Польша)
Обзор основных типов шинопровода
Магистральный шинопровод
Рассчитан на токи от 400 до 5000 и более ампер. Величина тока является главным фактором, влияющим на конструкцию шинопровода. Минимизация потерь электрической мощности, соображения по пожаробезопасности привели к созданию шинопровода в виде «бутерброда», без воздушных промежутков внутри короба. Для изоляции шин применяются современные огнестойкие диэлектрики, вся конструкция зажимается болтом и опресовывается в металлический корпус. Защитой от окисления служит обработка шин цинком и оловом или цинком и никелем. Применяется для подачи электроэнергии от трансформаторной подстанции до промышленных предприятий.
Магистральный шинопровод состоит из элементов:
Прямые секции шинопровода - для прокладки прямых отрезков трассы;
Угловые секции шинопровода - для поворотов трассы на девяносто градусов в вертикальном или горизонтальном направлении;
Тройниковые секции шинопровода - для разветвления в трех направлениях под углом девяносто градусов в вертикальном или горизонтальном направлении;
Подгоночные секции шинопровода - для дополнения трассы шинопроводов до стандартной длины;
Разделительные секции шинопровода с разъединителем - для разделения магистральных трасс шинопроводов;
Компенсационные секции шинопровода - для демпфирования изменения длины трассы шинопровода в зависимости от температуры;
Переходные секции шинопровода - для стыковки отрезков трассы шинопроводов с разными расчпетным токами;
Ответвительные устройства шинопровода (секции, коробки) - для стыковки разветвительных элементов трассы или оконечных потребляющих энергию устройств. Коробки должны выпускаться с разъемом, с разъемом и предохранителем;
Присоединительные секции шинопровода - для стыковки шинопроводов к комплектным трансформаторными подстанциями;
Проходные секции шинопровода - для проведения шинопроводной трассы через отверстия в стенах и перекрытиях;
Набор монтажных и крепежных эелементов шинопровода для изолирования мест соединения частей шинопроводов с изолированными шинами;
Крепежные аксессуары для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;
Крышки шинопровода (заглушки) торцовые и угловые для изоляции и защиты шинопроводной трассы.
Распределительный шинопровод
Рассчитанный на ток 160-400А. Минимизация потерь электрической мощности, соображения по пожаробезопасности привели к созданию шинопровода в виде «бутерброда», вся конструкция зажимается болтом и опресовывается в металлический корпус. Шины должны быть защищены от окисления, так как окисловая пленка препятствует токопроводности, вызывает нагрев и повреждения шинопровода. Защитой от окисления служит обработка шин цинком и оловом или цинком и никелем. Величина протекающего тока позволяет использовать воздушное пространство в качестве изолирующего шины материала. Применяется для организации энергоснабжения в промышленных, торговых, офисных и жилых зданиях.
Распределительный шинопровод состоит из следующих элементов:
Прямые секции - для ровных участков трассы. Прямые секции имеют гнезда для стыка с одним или двумя разветвительными устройствами для секций длиной до двух метров включительно, двух, трех, четырех или более - для секций длиной три метра;
Прямые прогоночные секции - для ровных участков трассы, где стыковка разветвительных устройств не предусмотрена;
Угловые секции - для поворотов линии на девяносто градусов в вертикальном или горизонтальном направлениях;
Вводные секции или коробки с переключающей, защитной автоматикой или без нее - для подвода электроэнергии к шинопроводам;
Переходные секции – для стыковки двух шинопроводных трасс, рассчитанных на разные токи или для стыковки двух шинопроводных трасс различной ширины;
Ответвительные устройства (коробки, штепсели) - для присоединения через разъем потребителей электричества. Коробки выпускаются с разъемом, с разъемом и с предохранителем;
Присоединительные фланцы - для сочленения корпусов шинопроводных трасс с корпусами распределительных щитов или шкафов;
Торцовые крышки (заглушки) - для защиты торцов оконечных секций шинопроводной трассы;
Устройства для монтажа шинопроводов к строительным конструкциям зданий и сооружений;
Осветительный шинопровод
Осветительный шинопровод рассчитан на ток от 25-40 Ампер:
Применяется для монтажа системы освещения в зданиях различного типа, может служить несущей конструкцией для крепления светильников.
Троллейный шинопровод
Троллейные шинопроводы удобны для питания тельферов, кран-балок при больших расстояниях прогона, а также тельферов – при непрямолинейном движении, под разными углами и с выездом в другие помещения.
Более подробно познакомиться с шинопроводами и токопроводами можно ознакомиться на сайте